ЖКХ
Обращение с твердыми коммунальными отходами
«О ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области»
- Фактическое состояние дел с обращением твёрдых коммунальных отходов в Сахалинской области.
В настоящее время на территории Сахалинской области действует полу управляемая модель обращения с отходами. Данная система не выдерживает тех требований, которые предъявляются Президентом и Правительством РФ в области управления отходами.
По данным учёта в Сахалинской области образуется 200 тыс.т. ТКО в год.
Подавляющая часть объектов размещения ТКО (полигонов) не отвечает требованиям нормативных документов и находятся в полулегальном положении.
Большая часть свалок расположена на территориях, не предназначенных для использования под объекты размещения отходов, так как являются землями населенных пунктов, водоохранными зонами и землями лесного фонда.
По некоторым МО вовсе есть решения как надзорных, так и судебных органов о полном запрете на размещение ТКО.
Не весь объём генерируемых отходов достигает мест их размещения. Значительная часть объёмов попадают в природно-ландшафтные зоны, создавая тем самым угрозу экологического засорения.
Деятельность организаций, занятых перевозкой твёрдых коммунальных отходов неподконтрольна, что позволяет недобросовестным операторам нарушать установленные маршруты вывозки, проводить сброс в местах для этого не предназначенных.
Не все юридические лица являются законопослушными и зачастую прибегают к способу несанкционированного выброса производимых ими отходов. В каких-то случаях это просто «сброс» мусора в местах общего накопления жителями многоквартирных домов, а в других - просто вывоз в окрестности населённых пунктов.
Не распространена практика сортировки производимых отходов в части выделения вторичным материальных ресурсов (ВМР).
В этой «неуправляемой модели» есть те, кто оплачивает данные услуги, и те, кто в этом не участвует.
Резюмируя общее состояние дел можно обозначить как основные следующие позиции:
- Наличие серых схем транспортировки и размещения ТКО.
- Размытость и недостаточность финансовых источников на решение вопросов по строительству необходимых объектов инфраструктуры.
- Уход части производителей отходов от уплаты за транспортировку и размещение ТКО.
- Существенное загрязнение окружающей среды.
- Планируемые изменения в 2019 году.
Начиная с 2019 года на основании требований Федерального Законодательства в Российской Федерации в области экологии в стране и в том числе на территории Сахалинской области произойдёт изменение ранее действующего способа управления твёрдыми бытовыми отходами.
Новая модель основана на централизации управления процессов накопления, перемещения и утилизации ТКО, а также меняется модель экономического взаимодействия всех участников процесса.
Основными целями и задачами является:
- Внедрение института регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
- Организация построения системы управления на всей территории Сахалинской области
- Оснащение системы необходимыми объектами по переработке твёрдых коммунальных отходов
- Внедрение процесса по извлечению вторичных материальных ресурсов
- Улучшение общего экологического состояния природы и среды обитания
К этому моменту всем субъектам РФ необходимо было провести подготовительную работу по созданию ряда условий.
Первое – утверждение территориальной схемы управления отходами.
Второе – расчёт и утверждение нормативов накопления ТКО.
Третье – выбор единого регионального оператора
Четвёртое – утверждение тарифов на обращение отходов.
В рамках перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами Правительством Сахалинской области были приняты нормативные правовые акты Сахалинской области, устанавливающие правила осуществления деятельности в сфере обращения с отходами, необходимые для перехода на новые условия управления отходами.
Органом, который будет выполнять данные функции избран – АО «Управление по обращению с отходами». (Региональный оператор).
Данный оператор наделён определёнными функциями и обязанностями. У его появляется монопольное право на оказание услуги по вывозу и размещению ТКО всем субъектам рынка, находящимся на территории Сахалинской области (юридическим и физическим лицам).
У потребителей данной услуги нет права отказа на её получение, что заставляет всех использовать правовую (легальную) форму передачи отходов.
Это в свою очередь позволяет сформировать основные источники финансирования для выполнения данной задачи.
Региональный оператор, с использованием конкурентных способов проводит выбор перевозчиков для каждого Муниципального Образования.
Несколько меняется формула расчёта за услуги перевозки. Теперь оплата должная произойти по объёму вывезенных на полигон отходов с использованием средств электронного учёта.
Предполагаются изменения и в местах размещения отходов. Теперь поступившая масса ТКО должна пройти сортировку на предмет выборки возобновляемых материальных ресурсов и лишь потом подлежит размещению в полигоне.
Кроме всех перечисленных изменений, самым главным следует отметить то, что с введением данных процессов мы должны делать всё, чтобы изменить сознание населения.
Необходимо прививать стремление к соблюдению экологических требований и повышению культуры экологического поведения.
Планируется организация информационно-образовательных мероприятий, направленных на формирование правильного отношения к вопросам экологии и чистоты, культуре обращения с производимыми нами отходами.
- Сравнительный анализ двух систем.
Из представленной новой модели управления обращением отходов уже видно ряд преимуществ относительно сложившейся на сегодня.
- Должны полностью исчезнуть несанкционированные свалки. Ежегодно на территории Сахалинской области фиксируется около 500 несанкционированных свалок.
Главная задача – улучшение экологической обстановки.
- Появляется равная для всех обязанность оплачивать процесс по обращению с ТКО. В настоящее время достаточно много производителей отходов не оплачивают данную услугу.
- Будет создана единая модель управления данным процессом, отвечающая за качественное предоставление услуги и соблюдение требований законодательства по обращению с ТКО.
- Произойдёт планомерное приведение всей используемой инфраструктуры к установленным нормативными документами требованиям, что даст снижение негативной экологической нагрузки на жителей острова и её природу.
- Тарифная политика
С введением новой системы управления твёрдыми коммунальными отходами происходит изменение механизма расчёта за полученную услугу и её стоимости.
В настоящее время стоимость данной услуги для физических лиц, проживающих в многоквартирных домах находится в составе тарифа н обслуживание мест общего пользования.
Начиная с нового года данная услуга «по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» выделяется в самостоятельный вид и будет относиться к коммунальным услугам.
Исходя из этого она подлежит отдельной тарификации соответствующим органом.
Для выполнения данной задачи необходимо было утвердить нормативы накопления ТКО и тарифы.
В соответствии с Приказом №524 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ установлены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО. На основании этих рекомендаций проведена работа по мониторингу накопления отходов.
По итогам данной работы, Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 19.03.2018 № 3.10-14-п (в ред. от 02.10.2018 № 3.10-70-П) утверждены «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов».
Данные нормативы являются основой для ценообразования стоимости услуг по обращению с отходами. (на 1м2 площади 0,12м3/год)
В результате рассмотрения представленных Региональным Оператором расчётов величина экономически обоснованного тарифа составила 729,91 руб/м3 с НДС.
В структуре данного тарифа 80% составляют расходы, связанные с транспортировкой ТКО.
На наш взгляд такой тариф был бы слишком большим для населения.
На основании проведённого анализа фактической величины оплаты населением аналогичной услуги, было принято решение о частичном субсидировании полученного размера экономически обоснованного тарифа и выхода на уровень фактически сложившейся средней величины стоимости услуги.
Приказом региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 02.10.2018 № 17-ОКК утвержден «Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год».
- население – 400 руб. за куб.м. с учетом НДС,
- иные потребители – 608,26 руб. за куб.м. без НДС.
Большой резонанс в СМИ вызвал вопрос о механизме расчёта полной стоимости услуги для жильцов.
Субъекту предоставлено право своим распоряжением определить «расчётную единицу» в отношении которой устанавливается норматив (1м2 общей площади или 1 проживающий).
Проанализировав существующий метод исчисления, аналогичную практику в других субъектах РФ, техническую возможность получения достоверных данных и другие факторы, было принято решение что в отношении населения на 2019 год будет принята норма за 1м2 общей площади.
Таким образом плата за обращение с ТКО для населения будет рассчитываться исходя из квадратных метров в жилом помещении – 4 рубля за м2 с НДС.
На наш взгляд на сегодня это самый оптимальный и правильный вариант. Через какое-то время мы получим статистику и сможем уже по факту уточнить правильность нашего выбора.
Допускаем возможность возвращения к данному вопросу во второй половине 2019 года, для выработки последующих решений.
Есть некоторые примеры, когда сравнительный анализ двух способов расчёта стоимости услуги при одинаковой общей площади, но разном количестве проживающих – получился разный.
В этом случае нет единого мнения и решения, которое бы устроило всех.
Два слова о способе доведения до населения квитанции на оплату.
Данная квитанция будет оформлена и направлена гражданам через услугу Энергосбыта. На одном листе будет распечатана квитанция за потреблённую электроэнергию, и квитанция за обращение ТКО.
Эта модель позволяет снизить расходы, использовать хорошо отлаженный способ доведения до населения и не обременить жителей дополнительными комиссионными сборами.
Способ оплаты предполагает использование электронных систем оплаты для клиентов Сбербанка России и иные способы, используемые гражданами.
- Прогноз развития объектов инфраструктуры по обращению с отходами до 2025 года.
Президентом РФ Владимир Владимировичем Путиным в своём ежегодном послании уделено большое внимание вопросам экологии.
Во исполнение данных поручений органы Исполнительной власти проводят работу по реализации данных поручений.
В следствии этой работы произойдёт существенное изменение методов решения вопросов, связанных с обращением производимых отходов, что в свою очередь повлияет на экологическую обстановку в стране.
Кроме тех первоочередных дел, о которых я вам рассказал, нам предстоит в течении ближайших 7 лет провести огромную работу по формированию новых объектов, предназначенных для переработки ТКО.
В соответствии с утверждённой Территориальной схемой обращения с отходами будут проводится работы по проектированию и строительству новых полигонов, отвечающих всем требованиям природоохранного законодательства.
Для выполнения требований законодательства будут построены:
- Межмуниципальный мусоросортировочный завод.
- Мини-заводы с линией по переработке и утилизации отходов.
- Мусоросортировочные станции с комплексом по медико-биологическому обезвреживанию.
- Мусороперегрузочные станции.
- Оборудование дробления строительных отходов.
Будет выполнено строительство крупного центра полной переработки отходов – мусоросортировочный завод в районе карьера «Успеновский».
Предположительные сроки выполнения данных работ нашли отражение в утверждённой Правительством Сахалинской области №438-р от 03.08.2017 «Об утверждении дорожной карты по переходу на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Сахалинской области».
Примерная стоимость выполнения данных работ оценивается в 6,5 млд.руб.
Применительно к районам области произойдёт появление новых объектов.
Строительство полигона и мусоросортировочной станции с комплексом термической обработки.
- Центральная часть острова (Тымовское, А-Сахалинский, Смирных, Поронайск, Макаров, Углегорск, Томари)
Тымовский полигон станет местом для накопления ТКО с двух районов. Там планируется строительство 2- ой очереди полигона и мусоросортировочной станции с комплексом термической обработки.
В Углегорском и Тамариском р-нах планируется построить полигоны и мусоросортировочные станции с комплексом термической обработки.
Смирныховский полигон будет местом накопления для Поронайского и Макаровского районов.
В Смирных также планируется строительство полигона и мусоросортировочной станции с комплексом термической обработки.
Долинске, Аниве, Холмске, Невельске – планируется строительство мусороперегрузочных станций. ТКО с этих районов будет транспортироваться с использованием «мультилифтов» на переработку в Южно-Сахалинск.
Корсаков
Здесь планируется строительство мусороперерабатывающего комплекса с мусоросортировочной линией и комплексом термической переработки. Реализация проекта будет на принципе ГЧП по модели Концессионного соглашения.
Южно-Сахалинск
Строительство II очереди полигона в районе Известковый; Строительство межмуниципального мусоросортировочного завода. Данные объекты будут построены по модели Концессионного соглашения и обеспечит переработку ТКО всех южных районов (кроме Корсакова).
На 4-х островах планируется строительство мини-завода по переработке и утилизации отходов. Это небольшие по мощности заводы, способные выполнить полный цикл переработки ТКО с конечной термической обработкой и размещением «хвостов» сжигания.
При строительстве будет широко использоваться современные доступные технологии. Для одинаковых объектов инфраструктуры планируется взят за основу типовой проект, который и будет реализован в разных муниципалитетах.
К вашему вниманию предложены такие решения:
1.Станция перегрузки ТКО
Такие станции планируется иметь в А-Сахалинском, Поронайске, Макарове, Долинске, Аниве, Холмске, Невельск.
Объекты строительства в 2019 году.
В соответствии с утверждённой Правительством Сахалинской области «Дорожной картой» уже в 2019 году по многим объектам начнутся активные действия, необходимые для начала строительных работ.
В первую очередь будут выполнены все необходимые действия по оформлению земельных участков. Это сложный вопрос и не всегда решается так как это хочется.
Следующим шагом – проектирование объектов.
Именно эти работы будут основным в предстоящем году.
Объекты ввода в 2019 году.
Уже в ближайшее время будут введены в эксплуатацию следующие объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами:
- в городском округе «Город Южно-Сахалинск» в первом полугодии 2019 года будет запущена в работу 1-я очереди нового полигона твердых коммунальных отходов в районе карьера «Известковый».
Для обеспечения эксплуатации полигона в районе карьер «Известковый» Региональному оператору выделены средства для закупки мобильного сортировочного завода по переработке твердых коммунальных отходов.
Запуск I очереди – это знаковое событие прежде всего для жителей Южно-Сахалинска, так как набивший оскомину вопрос «Когда перенесут свалку?» наконец будет решён.
Конечно же потребуется время на решение полного комплекса вопросов, связанных с рекультивацией свалки, но это входит в наши планы.
- Тымовском городском округе завершается оформление документов на ввод в эксплуатацию нового полигона. В начале 2019 года полигон будет готов к приему твердых коммунальных отходов. Далее последует строительство линии по сортировке и термической обработке отходов, мощностью 9 тыс.т/год.
Рекультивация
Ранее действующие свалки, не отвечающие требованиям законодательства в сфере экологической безопасности, или закончившие свой этап накопления - будут выводиться из эксплуатации с последующей рекультивацией.
Этот процесс будет идти параллельно с вводом в эксплуатацию новых, современных объектов размещения твердых коммунальных отходов.
Этап рекультивации полигонов достаточно сложный и потребуется не один и не два года.
Для того чтобы приступить к проектированию рекультивации предстоит провести ревизии границ земельных участков, на которых расположены полигоны. По некоторым потребует кадастровое переоформление.
После урегулирования земельных вопросов будут выполнены действия по проектированию.
Прежде чем приступить к выполнению работ, согласно методических рекомендаций, в Северных районах, необходима временная пауза не менее 3 лет.
Таким образом от начала действий до окончания потребуется не менее 5 лет.
Согласно Дорожной карты данные работы прогнозируется поэтапно начать уже в 2020 году.
Финансовые источники.
При решении вопросов строительства новых объектов планируется использование средств областного бюджета и частных инвестиций.
Частным инвесторам уже сегодня предложено рассмотреть своё участие в таких крупных проектах, как строительство II очереди полигона в районе карьер «Известковый», проектировании и строительстве самого крупного объекта – «мусоросортировочный завод» в районе с. Успеновка, строительство мини-заводов по мусоросортировки и термической обработке на 4 –х Курильских островах.
За формулу сотрудничества выбрана модель «Концессионного соглашения».
Рассматривается принятие такого решения при создании и эксплуатации объектов по обращению с отхода в Корсаковском городском округе.
Правительство Сахалинской области будет широко использовать опыт государственно-частного партнёрства.
Вывод.
К 2025 году на территории Сахалинской области должна быть полностью реализована задача по созданию достаточной, отвечающей всем требованиям нормативных актов системы управления отходами.
Должны быть построены отвечающие требованиям объекты обращения с ТКО
Внедрена система раздельного накопления ТКО и выделения ВМР
Все закрывшиеся полигоны должны вступить в процесс рекультивации и быть полностью ликвидированы.
Общество должно перейти к цивилизованным способам обращения с отходами.
Документы в наличии:
Документ |
Загрузочный сектор |
О ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области |
скачать |
Информационное письмо о реформе и обращении с отходами |
скачать |
Контакты Региорнального оператора |
скачать |
Контакты |
скачать |
Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления ТКО на территории МО "Южно-Курильский городской округ" |
скачать |
←
Вернуться в раздел ЖКХ ←